логотип

 

Совсем недавно счастливые родители увидели первую улыбку своего малыша, первый зубик, падение, слово. Он только-только стал самостоятельным и отделился от мамы, и вот уже гордо называет себя «первоклассником»! Родители теряются: хорошо ли мой ребенок подготовлен к школе, как помочь первокласснику учиться?

По мнению психологов, именно обучение в начальной школе закладывает отношение ребенка к познанию, усвоению, использованию информации, в целом формирует отношение к дальнейшему обучению. Именно поэтому заботливые родители должны не только помогать первокласснику, но и полностью поменять собственные привычки, ведь ребенок пошел в первый класс, а это первый шаг к полной самостоятельности.

Как подготовить первоклассника к учебе?

На самом деле, подготовка каждого дошкольника должна быть индивидуальна. Все детки разные по темпераменту, характеру. В первом классе действительно большая нагрузка для неокрепшего детского организма, поэтому мамам и папам придется постараться и заблаговременно подготовить ребенка к учебному процессу.

Эмоциональная подготовка

Эмоциональное состояние ребенка напрямую влияет на успеваемость и то, насколько комфортно малыш чувствует себя в школе.

Эмоциональный настрой первоклассника включает:

  • позитивный школьный опыт родителей и близких;
  • отсутствие негативного представления о школе;
  • уверенность в постоянной поддержке дома, в понимании мамы;
  • умение правильно проигрывать и не принимать неудачи близко к сердцу;
  • уверенность в собственных силах;
  • самостоятельность, умение выразить свои желания и сказать о потребностях;
  • частая родительская похвала;
  • отсутствие общественного порицания в присутствии родителей.

Впереди у ребенка длительный учебный процесс, еще до поступления в первый класс школа у него должна ассоциироваться с приятным времяпрепровождением. Лучше всего, если свои позитивные эмоции передадут близкие, кому дошкольник доверяет. Мама должна вспомнить свое детство, показать фотографии с одноклассниками, рассказать, как вести себя в школе и почему там интересно. Папа может рассказать смешные истории из школьной жизни, младшая сестренка – позавидовать такому взрослому брату.

В школе кроха непременно встретится с трудностями, но ему об этом знать необязательно, особенно сейчас, когда гордый первоклассник аккуратно раскладывает в рюкзаке новенькие тетрадки. Родители даже за несколько лет до поступления в первый класс не должны пугать ребенка: «за такое в школе будут ставить двойки», «одноклассники подумают, что ты еще маленький, засмеют тебя» и пр. Возможно, угрозы будут иметь результат, но вместе с ним и негативные последствия в будущем.

Родителям не надо брать на себя учительские обязанности. Мама на ближайшие учебные годы должна стать незаменимым другом, поддерживающим, внимательным, на которого можно положиться. Ученику и без родительской строгости сложно в начальных классах. В этот период желательно много времени проводить вместе. Совместные игры, например, сближают и выстраивают доверительные отношения.

С ребенком важно много разговаривать. Так будет развиваться не только речь, но и совершенствоваться навык правильного построения предложений, повышаться любознательность и, как следствие, эрудиция. Главное, чтобы мама была искренне заинтересована.

Еще до поступления в первый класс малыша важно научить правильно относиться к неудаче. Все происходит в процессе игры. Если малыш прибежал последним, не попал мячом в корзину, разумно его приободрить и вселить надежду, что в следующий раз все получится.

Постепенно следует учить малыша получать удовольствие от процесса игры, а не победы. Желательно обойти и другую крайность, чувствовать себя неудачником он тоже не должен. Постоянные проигрыши способны сильно понизить самооценку.

Для первоклассника большую роль играет чувство уверенности в себе. В стенах школы могут возникнуть различные ситуации, когда ему придется проявить самостоятельность, принять решение. При этом ребенок будет находиться в незнакомой обстановке в окружении множества чужих людей, без привычной поддержки родителей.

Важно научить малыша не терпеть неудобства. К примеру, он должен уметь сообщить взрослому, что хочет в туалет, объяснить, почему поступил так, а не иначе, спросить, как найти дорогу в класс. Лучше всего развивать чувство уверенности постепенно, в повседневных ситуациях. Он может самостоятельно занять очередь к врачу, сделать заказ в столовой.

Школьник должен уметь рассказывать родителям о возникших сложностях, появившихся проблемах. Чаще всего маме приходится потрудиться, например, задать наводящие вопросы, поинтересоваться мнением своего чада, вспомнить какую-то ситуацию. Проблемы с ребенком необходимо обсуждать. Только так родители смогут сформировать в маленьком человеке правильную жизненную позицию, что крайне важно для развития личности.

В первом классе ребенку как никогда нужна похвала любящих родителей. Даже если не все получается, мама просто обязана находить то, за что ее кроху можно похвалить. Очень важно, чтобы она сама верила в силы ребенка, только тогда детское сердце откроется и поверит в материнские слова. Он должен понимать, что нет такого задания, которое бы у него не получилось, пусть даже с небольшой родительской помощью.

Важно минимизировать запреты в течение дня. По мнению психологов, из 100 % отношений иметь негативную окраску (быть запретами, предупреждениями, критикой) могут только 30 %. Все остальное взаимодействие родителя и ребенка должно быть положительным, дарить ему радость и положительные эмоции. Хвалить рекомендуется не столько материально, сколько словом, одобрительным взглядом, подбадривающим жестом. Немалое значение здесь имеет родительский авторитет, который формируется годами.

Если родители первоклассника желают, чтобы он был успешным и вырос цельной личностью, никогда не стоит ругать свое чадо в присутствии посторонних. Это может сильно ранить чувства ребенка, даже если он провинился. Постоянной фразой заботливой мамы должна стать: «большое спасибо, я непременно обсужу данную тему с сыном». Это вежливо, пресекает дальнейшие замечания со стороны воспитателя либо учителя, и, главное, не затрагивает чувства ребенка.

Информативная подготовка

Чем большее представление об устройстве школы, жизни, мира в целом, будет иметь ребенок, тем ему легче будет учиться в первом классе.

Информативная подготовка включает:

  • знание элементарных сведений о себе и своей семье;
  • общее представление об окружающем мире;
  • использование каждого момента для знакомства с чем-то новым;
  • поощрение любознательности, поддержание интереса всего нового и др.

Для того чтобы первокласснику было легче, он не должен теряться при ответах на вопросы о том, кто его родители, как их зовут и чем они занимаются. Также он обязательно должен знать ближайших родственников, свой домашний адрес, номер телефона. Это необходимо как для безопасности ребенка, так и для его уверенности в себе.

Чем шире кругозор у первоклассника, тем ему легче усваивать новую информацию и, главное, понимать материал, а не просто заучивать. Для этого важно, чтобы родители в любой ситуации старались научить дошкольника чему-то новому. Это всегда сделать легче в игре или интересной обстановке на улице, чем за книжкой.

К примеру, при приготовлении ужина можно больше рассказывать о продуктах, знакомить юного кулинара с новыми ингредиентами, массой, объемом. Самостоятельное замешивание теста поможет развить внимание, концентрацию. Это также отличная возможность познакомиться с цифрами и научиться считать. Хорошо развивать детскую память, поручив, например, запомнить продукты, которые необходимо купить в магазине.

Совершать прогулки надо также с пользой. Пусть ребенок учится читать вывески, задает вопросы, запоминает номера домов и улицы. Считать можно все что угодно: деревья, машины, шаги, прохожих. На природе отлично получится объяснить малышу многие природные явления.

Дошкольники редко бывают сосредоточены. Зачастую приходится обращать их внимание на что-то. Например, можно вместе удивиться, как низко пролетела птица, как быстро проехала машина или восхититься красками заката. Придумывая, на что похожи проплывающие в небе облака, ребенок развивает воображение, наблюдая за муравьем – внимательность, любознательность. Важно искренне переживать с малышом, и из стремления познать что-то новое получится отличная тяга к школьным знаниям.

Практические навыки

В школе как нигде ребенку понадобится владение элементарными навыками самообслуживания. Их отсутствие сделает первоклассника медлительным, не таким как все и, в конечном счете, неуверенным в себе.

Практические умения включают в себя:

  • содержание собственных вещей в порядке;
  • опрятность во внешнем виде;
  • принятие ежедневных самостоятельных решений;
  • навыки самообслуживания в быту и др.

Успешность обучения во многом зависит от того, находятся ли в порядке школьные принадлежности, насколько чистое рабочее место, правильно ли собран школьный портфель. Даже при большой тяге к знаниям первокласснику, у которого потерялась тетрадка, и порвался учебник, будет сложно. Даже если это занимает много времени, следует раз за разом напоминать и проверять новоиспеченного школьника. Так в дальнейшем будет гораздо проще и ему, и родителям.

Если в классе за организацией рабочего места следит педагог, то дома это обязаны делать родители. Рабочий стол первоклассника должен быть полупустым. Так ему будет проще сосредоточиться на главном. При этом необходимо заранее прививать дошкольнику мысль о том, что это его личный рабочий стол, и он обязан содержать его в чистоте.

Учить навыкам самообслуживания свое чадо лучше не перед поступлением в первый класс, а заранее. Уже в садике малыш должен знать свою кабинку, самостоятельно раздеваться и одеваться, желательно быстро, застегиваясь на все пуговицы и молнии. Конечно, мама может помочь с мелкими застежками и шнурками, но в интересах ребенка в первом классе он должен уметь полностью переодеться, а, значит, при выборе одежды это следует учитывать. Важна и скорость одевания. Неприятно всегда быть самым последним, а забытая в гардеробе шапка может вовсе подавить желание первоклассника приходить в школу вновь.

Для построения дружеских отношений с одноклассниками младшему школьнику должно быть привито чувство самоуважения. Для этого важно, чтобы он умел хорошо оценивать поступки, в том числе свои собственные, делать выбор и принимать решения без помощи родных. Малышу полезно как можно раньше доверять делать выбор в одежде, еде, игрушках. Хорошо, если подросший член семьи будет участвовать в планировании выходных, общего семейного досуга. Уважать интересы брата, бабушки, дяди дело нелегкое, но обязательное уже с дошкольного возраста.

Первоклассник будет чувствовать себя гораздо увереннее, если дома на него будут возложены какие-либо обязанности. Мама должна доверять ребенку мытье посуды, пола, поливку цветов. Хорошо, если первоклассник будет вникать в семейный бюджет. Отличный способ почувствовать собственную значимость уже с годика – помочь маме протереть пыль.

Первоклассник будет вести себя в школе так, как это делают в его семье. Близкие и родные должны воздержаться от сквернословия, быть вежливыми и внимательными друг с другом. Приказной тон должен уступить место просьбам, ведь никто не захочет дружить с невоспитанным грубияном, незнающим слово «пожалуйста».

Самостоятельность – залог успешного обучения

Одним из основных критериев хорошей обучаемости как в начальной школе, так и в средней, является самостоятельность. Что сделать, чтобы первоклассник стал самостоятельным и как ему в этом помочь? 

Самостоятельность проявляется в нескольких видах деятельности:

  • в выполнении домашних заданий;
  • в личном стремлении получить знания и хорошие отметки;
  • в разумной корректировке режима дня;
  • в выполнении привычных домашних обязанностей и т.д.

О том, как выполнять уроки с первоклассником, и стоит ли вообще это делать, задумывается большинство родителей. Если мама хочет, чтобы ребенок в дальнейшем самостоятельно садился за уроки и, главное, успешно их выполнял, следует позаботиться об этом заранее.

Психологи рекомендуют уже с первого учебного дня настраивать первоклассника на то, что выполнение домашнего задания – это не семейная обязанность, а его личная. Хорошо привести в пример, что у каждого из членов семьи тоже есть собственные дела, за ответственность за которые индивидуальная.

Если мама или папа садятся за решение задачки вместе с детьми, они к этому быстро привыкают. Потом ребенок ежедневно будет ждать кого-то из взрослых, чтобы сесть за уроки. В итоге задания будут выполняться поздно вечером, наспех, а на уроке первоклассник будет слушать невнимательно, надеясь, что родители объяснят все ему дома повторно.

Важно, чтобы малыш понимал, что ответственность за плохо выполненное задание лежит не на родителях, а на нем. Даже многим старшеклассникам не удается перебороть это чувство. Оптимальный вариант – помогать в случае возникновения трудностей, периодически интересоваться, как продвигается работа, хвалить и гордиться школьником.

При выполнении домашнего задания необходимо делать активные перерывы, музыкальные паузы. Ученик не должен сидеть в одной позе длительное время. Родители могут менять его положение каждые 15 минут.

Выполнять домашнее задание рекомендуется именно днем, так как сразу после школы важен отдых, а вечером сложно сосредоточить внимание, наблюдается снижение усидчивости, в целом на уроки требуется намного больше времени.

Существует понятие «врабатываемости», что означает, что для погружения в учебный процесс ребенку необходимо время. Начинать надо с небольших и легких заданий, постепенно предлагая выполнить сложные и объемные. В заключении, чтобы оставить позитивный настрой, хорошо сделать домашнее задание по любимому школьному предмету.

Вот еще несколько правил:

  • выполнять вместе с ребенком, а не за него;
  • научить чадо содержать рабочий стол в чистоте, правильно раскладывать учебники и тетради, пользоваться расписанием;
  • хорошо выполнять сначала на черновик, а потом аккуратно переписывать;
  • если малыш не просит помочь с решением задачки, родителям лучше не навязываться;
  • не торопитесь сразу же указывать на совершенную ошибку, лучше, чтобы ребенок сам ее нашел;
  • хорошо назначить точное время занятий, так будет формироваться организованность, ученику будет легче;
  • прислушивайтесь к ребенку, все решения принимайте вместе.

Оценки и, в частности, отношение к ним – вопрос деликатный, сложный, требующий внимания. Чаще всего в первом классе отметки не ставят. Оценивать работу таких крох некорректно, потому как может сформировать неправильное отношение к учебному процессу.

Чаще всего, видясь со своими детьми только вечером, родственники пытаются расспросить, какие оценки получил школьник и выполнил ли к их приходу домашнее задание. Это не совсем правильно, так как для ребенка 7 лет каждый день, проведенный в стенах настоящей школы информативен и, главное, интересен. И этим так хочется поделиться с мамой! Но мама, почему-то первым делом спрашивает только о полученных отметках. Естественно, при таких условиях желание делиться впечатлениями и возникающими трудностями в стенах школы, не обязательно во время урока, пропадает.

Родителям лучше интересоваться тем, как прошел день первоклассника. Надо спрашивать, что понравилось, а что нет, какие возникали проблемы, смог ли ребенок самостоятельно их решить. Если он приобщит маму к своей школьной жизни, то поделиться оценками, пусть даже плохими, ему захочется самому.

С уроками, особенно в первом классе всегда возникает много сложностей. Зачастую сами родители не понимают, как себя вести, злятся в собственной беспомощности, в неумении справиться с, казалось бы, легкой задачей. Важно не выпускать пар на ребенка. Не стоит говорить, что он плохо слушал учителя, невнимателен, у него короткая память. Сделать домашнее задание это не поможет, да и наведете чадо на мысли о собственной глупости и сделаете неуверенным. 

Также важно понимать, что семилетний школьник уже более-менее самостоятельный, умеющий принимать элементарные решения человек. Если первоклассник не хочет делать домашнее задание во время, которое ему предложено, возможно, стоит дать ему передышку? Иногда дети лучше родителей чувствуют, как в какой очередности выполнить свои дела. Дайте немного свободы ребенку, и он будет чувствовать себя более уверенно и комфортно.

Также стоит помнить, что поступление в первый класс – не повод облегчать жизнь ребенка дома. Он по-прежнему должен убираться в комнате, помогать по хозяйству и в других домашних делах. Учеба – это новая дополнительная область его деятельности.

Процесс обучения первоклассника

Вступая на путь получения знаний, важно иметь ввиду, что всю семью новоиспеченного первоклассника ждут многочисленные изменения. Процесс обучения многогранен, а его успешность зависит от сочетания множества факторов.

Какие предметы для первоклассника самые сложные и почему

У большинства первоклассников возникают проблемы с предметами, требующими в не столько знаний, сколько технических навыков и усидчивости.

Больше всего сложностей у ученика 1 класса возникает с:

  • письмом (чистописанием);
  • математикой;
  • чтением.

Именно чистописание представляет наибольшую головную боль, как для ребенка, так и для школьника. Для того чтобы малыш умело держал ручку в твердой руке, правильно сидел за столом, должны уйти годы тренировок. Часто это является большой проблемой ввиду отсутствия времени, желания ребенка выписывать непонятные закорючки, непонимание родителей важности данного вопроса.

Сложности у первоклассника возникают как с переписыванием с доски букв, слов, предложений, так и с простым повторяющимся написанием символов. Ребенку нужно запомнить каждый изгиб буквы, откуда начинать писать, не вылезать за строчку. Это очень сложное задание для первоклассника. На этом этапе не обойтись без постоянного поощрения мамы и папы. Даже если получается не очень, крохе не обязательно это знать, сейчас у него просто должно быть желание прописывать буквы вновь и вновь.

Даже если ребенка заранее готовили к школьным будням, он вряд ли будет легко справляться одновременно и с математикой, и с чтением. Вероятнее всего с одним из этих предметов у него возникнут сложности. Это зависит от личности каждого человека. Человек, по большому счету, тяготеет либо к гуманитарным, либо к математическим наукам. Это проявляется уже в детстве, поэтому если дошкольнику легко дается, например, чтение, следует сделать упор на цифры.

Важно не перегружать детский организм постоянными тренировками. Читать рекомендуется не более 8 минут подряд, а писать по 3 минуты с интервалом. Пик работоспособности у первоклассника приходится на второй урок. Именно поэтому чаще всего чистописание не бывает первым или последним в расписании. Учитывать эти особенности нужно и при подготовке домашнего задания.

Чему учится первоклассник

Первый класс начальной школы особенный не только в общем понимании, но и необходим для формирования навыков и способностей для дальнейшего интенсивного обучения. На их развитие важно обращать внимание, всячески помогать ребенку.

Чему должен научиться первоклассник:

  • усваивать много информации, интегрировать и синтезировать, а также правильно ее организовывать;
  • использовать старые знания для получения новых;
  • видеть причинно-следственную связь;
  • самостоятельно делать вывод;
  • вникать в сложные ситуации, предлагать решение проблем;
  • подмечать небольшие различия;
  • искать необходимую информацию в разных источниках;
  • анализировать сложившуюся ситуацию;
  • использовать подходящие идеи на практике;
  • рассуждать, строить предположения;
  • иметь представление о конкретном результате, которого добивается определенными действиями;
  • давать оценку поступкам;
  • упорядочивать в голове большой объем полученной информации;
  • критично мыслить и др.

В течение всего первого года обучения словарный запас школьника обязан постоянно увеличиться. Он должен быть любознательным, активным. В 7 лет малыш должен научиться чувствовать противоречия в поступках и словах.

Конечно, скорость развития у каждого ребенка индивидуальна, однако к концу первого класса важно чтобы большинство обозначенных навыков первоклассник освоил. Это своеобразный показатель развития.

Что делать первокласснику дома после школы?

Немаловажно организовать пребывание дома так, чтобы не только к вечеру школьник выполнил домашнее задание, но и организм успел отдохнуть.

Действия первоклассника после школы:

  • плотно пообедать;
  • хорошо отдохнуть;
  • выполнить домашнее задание;
  • поужинать;
  • совершить вечернюю прогулку или отдохнуть дома;
  • лечь спать.

Важно понимать, что работоспособность детей в 7 лет невысокая. Они не должны перенапрягаться, недоедать, находиться в стрессовых ситуациях. Организм должен быть полностью здоров, чтобы противостоять вирусам в школьных коридорах, хорошо усваивать новую информацию, сохранять силы в течение школьного дня.

Первокласснику необходимо:

  • полноценно питаться;
  • ежедневно гулять;
  • высыпаться;
  • получать положительные эмоции и одобрение родителей.

Часто бывают ситуации, когда нет возможности гулять по 2-3 часа. Это большое упущение, поскольку именно столько времени требуется юному организму для отдыха и укрепления иммунитета. Самое время найти хоть какой-то вариант пребывания на свежем воздухе. В начальной школе это играет большую роль.

Как правило, дети 7 лет уже не спят днем. Если первоклассник сильно устает, лучше вернуть старую добрую привычку. Особенно это касается активных деток, занимающихся дополнительно спортом.

Чтобы хорошо высыпаться ночью, важно проветривать комнату, не есть перед сном. Вечером полезно поиграть в настольные игры, посмотреть передачи и мультфильмы, настраивающие на спокойный и приятный сон и, главное, пообщаться в кругу семьи. Если дневной сон у первоклассника отсутствует, ночью он должен длиться не менее 9 часов.

Первый класс – это начало нового, взрослого периода в жизни маленького человека. Родители должны подбадривать, развивать интерес к обучению. Одновременно ребенку надо становиться самостоятельным. Объясните, что школа – это личная ответственность, которая в 7-8 лет ему уже под силу. Этот важный этап в жизни сложно принять деткам, пришедшим в 1 класс в 6 лет. Поэтому психологи в таких ситуациях все же советуют подождать еще годик.