логотип

Совсем недавно малыш учился ходить, и вот уже родителям пора задумываться о поступлении в первый класс. Вопрос о том, в каком возрасте туда отправиться, появляется после празднования 5 лет. Однозначного ответа не существует, важно прислушаться к мнению специалистов, присмотреться к развитию чада, а также соблюсти закон.

Когда ребенок должен пойти в школу

Будет правильным подойти к вопросу с двух сторон: узнать мнение психологов и выяснить, какими нормативно-правовыми актами в России регулируется возраст первоклашек.

Мнение специалистов

Психологи настаивают на том, чтобы ребенок стал посещать учебное заведение только в том случае, если его психика созрела, и неважно, в каком возрасте это произошло. Этот критерий не соотносим с приобретенными навыками и знаниями. Так, будущий ученик способен писать и читать, однако уже через месяц могут возникнуть другие проблемы, вплоть до отсутствия интереса к образовательной деятельности.

Проблемы первоклассника чаще всего объясняются причинами:

  • психологическая незрелость;
  • неправильная организация подготовки к школе;
  • слабый иммунитет и др.

Если имеют место плохое поведение на уроках, сложности в выстраивании отношений с учителем и одноклассниками, скорее всего, ребенок был не готов к обучению.

Важно знать, что подготовительные занятия к 1 классу могут сказаться негативно на будущем процессе обучения. Например, если ребенок хорошо развит, быстро усваивает новый материал, на первом году обучения в школе он рискует заскучать. Дело в том, что в центрах дополнительного образования, которые предлагают услуг по подготовке перед поступлением, фактически проходят программу 1 класса. Именно поэтому отправлять на них желательно детей слабого уровня развития.

Обучать чтению и письму перед началом школьных лет малыша, конечно, стоит, однако этот процесс должен протекать постепенно, непринужденно и, главное, в игровой форме. Большинство психологов склоняются к тому,  что делать это целесообразно исключительно дома, с любящими родными, посредством развивающих книг и материалов. При наступлении усталости образовательные игры следует прекращать.

Вместе с тем, никакие занятия не способны дать главное – обеспечить психологическую готовность ребенка к школе. Для этого он должен созреть.

В большинстве случаев возраст первоклассника зависит от того, в какой месяц он родился:

Специалисты выделяют 3 составляющих психологической готовности ребенка к школе:

  • личностная;
  • интеллектуальная;
  • волевая.

Новый коллектив, условия обучения, предъявляемые требования становятся главными сложностями первоклассников. При отсутствии навыков построения отношений с новыми людьми, участии в совместной деятельности, уступчивости, многозадачности и др., первокласснику будет крайне тяжело.

Ребенок должен быть хорошо социально адаптирован. Если образовательной деятельности сопутствуют страхи, проблемы и напряжение, надеяться на успехи родителям не стоит.

Интеллектуальная готовность школе подразумевает не только большой словарный запас и накопленные знания, но и хорошо развитое мышление. Запомнить новые фразы для современных детей – занятие несложное, они как губка впитывают услышанные высказывания, и с легкостью используют их в своей речи. Источники информации множатся, это также облегчает процесс усвоения знаний.

Хорошо развитое мышление включает в себя:

  • умение анализировать и делать выводы;
  • обобщать предметы, информацию и т.д.;
  • сравнивать по каким-либо признакам.

Добиться этого в 6 лет можно только при условии постоянного, многолетнего обучения в процессе общения с взрослыми. Специальные занятия на этот раз роли не сыграют.

На сегодняшний день образовательная программа первого класса такова, что обучение чтению происходит именно по звукам. Для этого важно уделить внимание развитию фонематического слуха. Это означает, что будущий школьник умеет выделять отдельные звуки в слоге. Например, он должен четко отвечать, есть ли звук «м» в слове «помидор». Данный навык также приходит со временем при условии, что ребенка обучают в игровой форме.

Школа – это новый сложный этап в жизни малыша. Именно здесь он столкнется с первыми сложностями, с необходимостью подчиняться учителю и неукоснительно соблюдать дисциплину.

Именно в такой ответственный момент – первые месяцы обучения большую роль сыграет волевая готовность. Чаще всего она формируется на несознательном уровне. Ключевую роль при этом играет выстроенные с младенчества доверительные, дружеские отношения между родителями и их чадом.

 Волевая готовность включает в себя умения:

  • поставить цель;
  • планировать действия с последующей реализацией;
  • преодолевать трудности;
  • оценивать собственный результат.

Как правило, шестилетние дети умеют подвергать анализу свои поступки, контролировать желания. Они способны прервать игру по просьбе взрослого и помочь в домашних делах, делать над собой усилия и преодолевать страхи, сдерживать слезы при падении. Так формируется личность будущего первоклассника.

Также о готовности поступить в школу говорит хорошо развитая познавательная деятельность. Именно она помогает добиваться новых результатов, не бояться трудностей, доводить дело до конца. При решении особенно сложных задач допускается небольшая помощь взрослых. Познавательная деятельность оказывает большое влияние на поведение школьника.

Когда ребенок должен пойти в школу по закону РФ

В России возраст, в котором родители должны «пристроить» ребенка в школу четко ограничен законодательством. Нормативно-правовыми документами, его регламентирующими, являются:

  • ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 67).
  • Постановление от 29.12.2010 N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Согласно законодательству РФ ребенок может стать первоклассником с 6 лет и 6 месяцев до 8 лет.

Вместе с тем, при наличии проблем со здоровьем, отклонений в психическом либо физическом плане, могут быть сделаны исключения. Для этого потребуется заявление родителей в органы местного самоуправления о принятии в школу позже остальных и соответствующая справка из медицинского учреждения. В заявлении важно указать, почему именно ребенок еще не готов начать обучение и ему необходима помощь узких специалистов. Такой вариант возможен, например, при задержке речевого развития. При медицинских противопоказаниях поход в школу можно отложить до 8 лет.

Принять ребенка в учебное заведение до исполнения им возраста 6 с половиной лет можно только в том случае, когда на момент 1 сентября ему есть 6 лет и 5 месяцев. Об этом говорит практика. Чаще всего в подобных ситуациях школа просит предоставить справку психолого-педагогической комиссии о готовности начать образовательную деятельность так рано. Возможно, подойдет справка только от психолога. Все зависит от выбранной школы.

В некоторых случаях, по мнению юристов, если в октябре ребенку исполняется 6 лет и 6 месяцев, он может пойти учиться с этого момента, пропустив сентябрь. Обусловлено это тем, что администрация детского садика, скорее всего, попросит забрать малыша. Важным аспектом является и наличие в учебном заведении свободных мест. При их отсутствии ответ, скорее всего, будет отрицательным.

Отдаю ребенка в школу в 6 или 7 лет: что важно знать родителям

С 6 до 7 лет происходит настоящий скачек в психическом развитии детей. За этот год они способны стать более самостоятельными, уверенными, созреть для школы интеллектуально и личностно. Родители, отдающие свое чадо в школу как в 6, так и в 7 лет, должны знать о том, с чем им предстоит столкнуться.

Разница между детьми 6 и 7 лет

Все дети разные, и обобщать их на 100% нельзя, но существуют общие параметры развития детей, которым большинство соответствует.

Целесообразно рассмотреть разницу между ребенком 6 и 7 лет с точки зрения:

  • физического здоровья;
  • психологического состояния;
  • познавательной сферы;
  • внутреннего «я».

К возрасту 6 лет ребенок становится заметно ловчее, его руки овладевают все более тонкими движениями. Выносливость повышается, отныне он способен все больше времени уделять обучению. Минусом является то, что заниматься длительное время без перерыва все еще нежелательно. Организм к таким нагрузкам попросту не готов, он даст «сбой» гораздо раньше, чем у семилетнего малыша.

При сильных нагрузках, которые придется испытать с поступлением в школу, страдает, в первую очередь, зрение, осанка, дыхательные пути, опорно-двигательный аппарат, сердце и сосуды. Зрение, например, в 6 лет только заканчивает процесс формирования, и любые физические нагрузки способны негативно сказаться на его остроте в дальнейшем. Это может грозить даже потерей зрения. В 7 лет стать первоклассником с точки зрения сохранения здоровья безопаснее.

Психологическая разница выражается в отношении к процессу обучения. В 7 лет хорошо сформирован звукобуквенный анализ, дети отлично осознают, какой из предметов стоит за конкретным словом. Уровень тревожности в этом возрасте существенно ниже. В 6 лет малыши неспокойны, не уверены, для них слово является лишь средством общения с окружающими. Реальное понимание о предмете отсутствует.

Согласно множеству исследований, познавательная способность у детей 6 лет гораздо выше, чем у семилетних школьников. Они способны воспринять большее количество информации, однако познание происходит поверхностно. Концентрироваться как следует они научатся лишь через год. В 7 лет ребенок стремится не только к перечислению, но и интересуется описанием, старается вникнуть в суть вещей.

Немаловажное значение имеет и хорошо сформированное на момент поступления в учебное заведение внутреннее «я». В 6 лет дети тяготеют к игре, следовательно, школу они воспринимают с позиции красивой формы и долгожданных портфелей. За год эмоционально-психологическая сфера существенно разовьется, что позволит переносить стресс гораздо легче.

Как родителям определить, готов ли ребенок к школе

Родители часто воспитывают детей «по интуиции», и, в большинстве случаев, они правы. Грамотная, начитанная мама, как правило, знает, какое решение лучше принять и как спланировать жизнь своего чада. Решение же о поступлении в 1 класс является одним из самых важных в жизни, поэтому следует опираться не только на индивидуальное развитие, но и на общепринятые рекомендации специалистов в области начального образования.

Задуматься о поступлении в первый класс можно при соблюдении следующих условий:

  • Малыш умеет читать, считать, проявляет интерес к письму.
  • Речь развита, словарный запас достаточный, отсутствуют нарушения в произношении звуков (окружающие без труда понимают все слова).
  • Нет повышенной утомляемости, заниженной/завышенной самооценки, хорошо развита самостоятельность.
  • Ребенок коммуникабелен, он с легкостью общается со сверстниками, ладит со взрослыми. Наличие опыта адаптации в коллективе желательно (посещение детского сада, дошкольных занятий и др.).
  • Будущий школьник должен понимать, в каком городе проживает, знать свои данные, владеть информацией о родителях, осознавать правила поведения в школе, в обществе в целом.
  • Хороший иммунитет (ОРЗ не более 6 раз за год), отсутствие нарушений в развитии (таких как гиперактивность, задержка речевого развития, аутизм и др.).
  • Ребенок хочет учиться, дорога в будущую школу не слишком длинная, а дома созданы все условия для качественного выполнения домашнего задания в спокойной семейной обстановке. К примеру, если в этом году ожидается появление нового члена семьи, с поступлением по возможности следует повременить, ведь новорожденный не позволит новоиспеченному первокласснику качественно высыпаться и заниматься в тишине.

Оправданным считается поступление в школу только если на все утверждения родители ответили положительно. Важно помнить, что школьная зрелость – это сочетание собственных знаний, умения концентрироваться на выполняемом задании в течение 15-20 минут, обучаемости, выносливости, хорошего здоровья, а также собственного желания.

Помните, что для написания слов прописными буквами требуется хорошо развитая мелкая моторика. Максимально показать свои способности будущий ученик сможет только к 7 годам.

Специалисты оценивают готовность ребенка к школе по результатам ответов на вопросы после тестирования. Чем больше баллов набрано – тем лучше он подготовлен. Даже при небольших сомнениях, возможно, стоит повременить, ведь дополнительный год может изменить ситуацию кардинально.

Родители также могут определить степень подготовки к поступлению в школу самостоятельно.

Тест № 1.

Взрослый на белом листе бумаги рисует специальный образец. Это должно быть изображение геометрических фигур с некоторыми составляющими прописных букв. Задание: перерисовать картинку простым карандашом без использования ластика и линейки. Работа по заданному образцу – основа усвоения нового материала на уроке.

Тест № 2.

Дети отлично проявляют свои способности в игре. Следует сыграть с дошкольником в любую игру с правилами. Она может быть, как настольной, так и словесной. В процессе развлечения надо следить, насколько заданные условия были понятны малышу, старается ли он их выполнять. При возникновении сложностей в игре школьные правила также вряд ли будут соблюдаться.

Тест № 3.

Проверка развития способности обобщать. Понадобится от 4 до 6 картинок, рассказывающих о каких-либо событиях. Это может быть сюжет из хорошо знакомой сказки. Важно умение не только разложить карточки по порядку, но и составить по ним рассказ.

Тест № 4.

В 1 классе не обойтись без умения определить звуки. Ребенку предлагают несколько слов и спрашивают о наличии в них определенного звука. Для проверки используются 2 гласных и 2 согласных звука. При возникновении сложностей стоит отложить поступление в 1 класс и позаниматься с логопедом.

При принятии решения родители должны руководствоваться не только навыками и индивидуальностью своего чада, но и условиями его воспитания. «Домашнего» малыша лучше отдать в школу на год позже, так адаптация пройдет легче, а, значит, и учиться он сможет лучше. Таким детям порой сложно спросить что-то, рассказать о проблеме педагогу. Яркий пример – просьба выйти в туалет.

Окончательно определиться родителям помогут следующие вопросы (одновременно демонстрируется красочная картинка с изображением радостных первоклашек):

  • Что изображено на рисунке? Почему дети довольные?
  • Хочешь ли ты пойти учиться в школу? Почему?
  • Что ты собираешься делать в школе?

Характер полученных ответов расскажет о многом. Так, если они без эмоциональной окраски, односложные, безразличные, возможно, ребенок рассчитывает, что все решения за него примет мама. Он к этому готов так как привык и недостаточно созрел для проявления самостоятельности.

Родители должны настроить будущего первоклассника на правильную волну. Важно его желание стать учеником. Мама может объяснить, что в школе есть не только математика, чтение, но и музыка, труд, физкультура, а также любимое всеми малышами рисование. В школе можно завести много друзей, играть на перемене, узнавать много интересного.

Статистика показывает, что только 10 % шестилеток полностью готовы к учебе. Даже с постоянными «натяжками» родителей освоить школьную программу под силу не каждому из них. Возможно, не стоит полагаться на знакомых, смотреть на 10 лет вперед, избавляя от армии после школы. Пожалуй, наиболее важным в настоящий момент является то, как будет чувствовать себя ребенок предстоящее десятилетие, какой личностью он станет благодаря школе, каким Человеком вырастет.