логотип

 

С течением времени малыш неумолимо растет, крепнет его здоровье, нервная система, формируется характер. Для правильного воспитания, своевременного привития знаний и умений важно иметь представление о том, что должен уметь ребенок в 4 года, каково его физическое и психическое развитие. Кроме того, грамотно построенное общение с малышом 4 лет – залог формирования полноценной личности.

48Общее развитие в 4 года

В сравнении с малышом 3 лет, четырехлетний человек уже отлично развит физически, эмоционально более устойчив, многое знает и умеет. Самостоятельность проявляется в большинстве вопросов, речь развита настолько, что ребенок может без труда общаться не только с родственниками, но и с посторонними людьми. Он больше думает, мыслит, познает все вокруг. Количество вопросов близким людям достигает максимума именно в 4 года. Малыш стремится не только действовать, но и старается лучше понимать все происходящее.

Общение со сверстниками – едва ли не самое важное на данном этапе развития. Большинство детей стремится к контакту с погодками. Если ребенок посещает детский сад, эта потребность удовлетворяется, однако для «домашних» детей важно создать условия для общения. Желательно, чтобы малыш играл именно с детьми его возраста, но некоторые уже в 4 года тянутся к ребятишкам постарше.

В 4 года необходимо по-прежнему уделять большое внимание здоровью. Раз в год малыша должны осматривать узкие специалисты. Не следует забывать и про стоматолога. Молочные зубки портятся быстрее коренных, более того, в 4 года количество потребляемых сладостей, как правило, огромно. Что касается чистки зубов, большинство детей в этом возрасте настаивают на самостоятельности, из-за чего большое количество пищи остается в полости рта.

Режим играет важную роль особенно для тех детей, которые не посещают детский сад.  Желательно организовать пребывание дома таким образом, чтобы малыш рано вставал, спал днем, проявлял физическую и умственную активность, питался полноценно, в одно и то же время, рано ложился спать.

С одной стороны, возраст 4 года является опасным. Это тот период, когда младенчество уже прошло, однако еще слишком рано переставать контролировать карапуза. Как правило, мама выходит на работу, она уже не так заботится о чаде. Важно помнить, что 4 года – это еще очень мало, и сейчас ребенок по-прежнему очень нуждается в любви, ласке, заботе, внимании.

Что могут сделать родители для правильного развития ребенка 4 лет:

  • Ежегодно показывать кроху педиатру, офтальмологу, лору, стоматологу, кардиологу.
  • Приучать к активному образу жизни: зарядке по утрам, спортивным занятиям в выходные дни.
  • Развивать творческие способности: лепить, рисовать, петь, танцевать.
  • Прививать любовь к книгам, расширять кругозор, отвечать максимально полно на возникающие вопросы.
  • Предоставить возможность общения со сверстниками.

В 4 года ребенок активно интересуется театром, его можно сводить в цирк, в парк, сквер, некоторые музеи. Он старается приобщаться к различным видам спорта, отлично обращается с мячом, может длительное время играть самостоятельно.

В возрасте 4 лет малыш многое умеет в быту:

  • одеваться и раздеваться (пользоваться молнией, развязывать шнурки, растягивать пуговицы);
  • складывать либо вешать вещи на место;
  • причесываться, умываться, вытираться, чистить зубы;
  • ходить в туалет;
  • аккуратно есть.

Ребенок способен пешком преодолевать внушительные расстояния, поэтому с ним уже можно гулять не только в ближайшем дворике. Он может помочь сходить в магазин, и даже донести некоторые продукты до дому. В 4 года кроха понимает, что можно выйти из дома погулять с собакой, по конкретным делам. Истерики остались в прошлом, с ним можно договориться.

Физическое развитие ребенка в 4 года

Стремительно растущий организм четырехлетнего ребенка постепенно крепнет. В этом возрасте дети чаще всего вытягиваются, некоторые даже становятся худощавыми. Ничего страшного в этом нет, если вес и рост ребенка не выходят за рамки нормы. Начинать усиленное высококалорийное питание в таком возрасте не стоит.

То, как малыш выглядит сейчас, во многом зависит от наследственности. У низкорослых родителей дети вряд ли будут тощими и высокими. С учетом конкретной ситуации и генов можно приблизительно вычислить, какой рост и вес для малыша на данном этапе развития считается нормальным. Различают показатели ниже среднего, средние, выше среднего.


Границы являются ориентировочными, однако при существенной разнице нелишним будет консультация врача. Специалист также оценит окружность груди, головы, общее состояние развития. Обычно при обнаруженных отклонениях от нормы ребенка ставят на учет к эндокринологу.

Показатели роста и веса зависят от:

  • сбалансированного, разнообразного питания;
  • наличия активности в течение дня;
  • отсутствия заболеваний;
  • правильного обмена веществ;
  • благоприятной обстановки в семье и в окружении.

Питанию важно уделять особое внимание. Активный рост будет только в том случае, если в рационе присутствуют белки (красное мясо, бобы), жиры (растительные), углеводы (фрукты и овощи).  Распределять продукты также нужно правильно. Белки предпочтительнее кушать в первой половине дня, а углеводы – во второй. При этом питаться лучше всего дробно. Лучший вариант – есть небольшими порциями 4-5 раз в день. Перекусы, особенно сладкие, могут только навредить.

Достаточное внимание нужно уделять воде. Ребенок в 4 года очень активен, он должен пить много чистой, негазированной воды. Сладкие напитки, даже такие как морс и компот, лучше минимизировать. Жажду они не утолят, энергии не прибавят. Покупную газировку, колу, сладкие соки, желательно вообще исключить из ежедневного рациона.

Основные физические навыки ребенка 4 лет:

  • активно бегает, хорошо держит равновесие, не падает;
  • отбивает мяч ногой;
  • прыгает на двух, одной ноге;
  • может в течение 5 секунд простоять на одной ноге;
  • самостоятельно уверенно передвигается по длинным узким предметам;
  • уверенно ходит по лестнице, не держась за руку взрослого либо перилла;
  • хорошо ловит мяч, может попасть им в цель с небольшого расстояния;
  • способен играть в большинство подвижных игр;
  • самостоятельно качается на качели, карусели;
  • без посторонней помощи забирается на горки, лесенки во дворе;
  • преодолевает длительные расстояния пешком;
  • с удовольствием повторяет движения танца, простейшие элементы акробатики.

Утренняя зарядка для ребенка 4 лет – это залог правильного развития и хорошего настроения на весь день. Занятия должны быть не скучными, в игровой форме. Желательно, чтобы они проходили под любимую музыку, в компании мамы или папы. В таком возрасте можно ограничиться обычной разминкой, движениями рук, ног, шеи, наклонами. В качестве развлечений хорошо выбирать прыжки на батуте, хождение по прямым линиям. Так опорно-двигательный аппарат малыша будет хорошо развиваться.

Возраст 4 года все еще относится к младшему дошкольному, однако к четырехлетке гораздо больше требований, нежели к трехлетнему карапузу. Важно заниматься творчеством, особенно хорошо подойдут занятия с мелкими предметами. Хорошо использовать глину, пластилин, небольшие подручные средства, например, крупы, бусины разной формы и размера. Так будет развиваться не только мелкая моторика, но и фантазия.

С 4 лет появляется возможность использовать специальные упражнения по подготовке руки к письму. Пригодятся простейшие прописи для малышей, раскраски, интересные пальчиковые игры. С постепенным укреплением мышц ладони захват карандаша станет уверенным, а маленькая ручка не будет быстро уставать.

Психическое развитие ребенка в 4 года

Словарный запас существенно увеличился. Он может достигать 1,5 – 2 тысяч. Это неудивительно, ведь именно в этом возрасте дети отлично запоминают все новое, достаточно услышать слово всего один раз.

Головной мозг по размеру стал таким же, как у взрослого человека. Разница состоит в том, что правое полушарие в 4 года превалирует. Оно отвечает за творчество, чувства, эмоции. Левое же начнет доминировать только тогда, когда ребенок пойдет в школу, ведь именно в процессе стандартного обучения оно станет полноценно работать.

Преобладание правого полушария над левым наделяет четырехлетнего ребенка:

  • открытостью;
  • искренностью;
  • добротой;
  • чрезмерной эмоциональностью;
  • обидчивостью;
  • ранимостью.

Особенность возраста 4 лет заключается в том, что сейчас малыш начинает понимать, что такое добро и зло. С этой точки зрения он может не только анализировать сказки, но и подразделять реальных людей из его окружения. После чтения книги полезно немного побеседовать, определить, кто из персонажей положительный, кто – нет. Разобраться, почему герои в определенных ситуациях повели себя именно так, а не иначе. Пусть малыш определит, кто ему более симпатичен и объяснит, почему.

В 4 года ребенок эмоционально неустойчив. Ему крайне важна похвала. Внимательные родители заметят, что ежедневно кроха старается как можно чаще помогать по дому. Он способен вытаскивать белье из стиральной машины, складывать одежду, протирать пыль. Часто в таком возрасте дети стараются ухаживать за младшим братиком либо сестренкой. У них хорошо получается приносить памперс, одежду, набирать ванну, подавать бутылочку и многое другое.

Четырехлетка способен отличиться и на кухне. Здесь он помогает замешивать тесто, вырезать формочками печенье, перемешивать салаты и убрать со стола. Он с радостью распределит еду, поможет накрыть на стол, разложить салфетки, расставить приборы. Отказывать юному помощнику не стоит, лучше всего, даже если что-то не получается, похвалить и приободрить его.

При любом удобном случае важно стараться расширять словарный запас, используя как можно больше синонимов, эпитетов. Так, скудное «молодец» со временем не приносит бывалой радости, поэтому похвалу следует разнообразить. В качестве поощрения можно говорить: «умница», «это действительно сделано отлично», «хорошо», «прекрасно», «превосходно», «идеально», «со вкусом» и прочее. С ростом самооценки вырастет и словарный запас малыша.

В 4 года можно начать обучение иностранным языкам. Как обычно, занятия должны проходить исключительно в игровой форме. Запоминание новых слов будет происходить автоматически, без принуждения, а это гарантирует хорошее настроение и результат на длительное время.

Важно во время любых занятий не ругать ученика, необходимо просто указать на неточность и заверить, что в следующий раз непременно получится лучше. Поощрять во время занятий за правильные ответы, желание узнать новый материал, необходимо. Речь, конечно, не идет об оценках. Это могут быть бонусы, специальные призы.

При плохом поведении негативные поступки не стоит оставлять без внимания. Особенность четырехлетнего ребенка в том, что он совершает действия осознанно. Предположить, что ребенок не ожидал такого результата и не хотел сделать ничего плохого, возможно в 3, но не в 4 года. Скидку стоит сделать, разве что, на то, что он не до конца предполагал последствия, искренне рассчитывал на иной результат. Но важно судить по ситуации.

Игнорировать плохой поступок не стоит в любом случае. Но и впадать в другую крайность также не стоит. Крик, скандал, физическое наказание принесут лишь отрицательный результат. Малышу следует знать, почему его действие привело к негативным последствиям. Как именно они могут повлиять на окружающих. Это – первоочередная задача родителей в подобной ситуации. Далее можно рассказать, какое наказание последует при дальнейшем подобном поведении. Это может быть отказ от просмотра мультфильмов, покупки мороженого и конфет, отмена развлекательных мероприятий.

Как понять, не отстает ли в развитии ребенок 4 лет? Достаточно проверить, какими навыками обладает малыш, а что еще делать не научился. Для соответствия возрастной норме, определенной врачами, с детьми необходимо заниматься, общаться, развивать их кругозор.

О хорошем психическом развитии в 4 года говорят следующие знания и умения:

  • Назвать свою фамилию, имя, адрес, город проживания, имена родителей, рассказать о своей семье основную информацию (сколько человек, есть ли браться, сестры).
  • Отличать предметы по признакам (мало-много, большой-маленький, высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий и т.д.).
  • Выделять один предмет из множества других по какому-либо свойству или признаку.
  • Различать левую, правую стороны, верх-низ, внутри-снаружи, над-под, перед-за, и т.д.
  • Знать основные цвета (соответственно радуге), без запинки называть их.
  • Считать до 10 и обратно, понимать, какое число больше, а какое меньше.
  • Отличать простые геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал), называть их, находить среди других.
  • Уметь собирать пазлы, конструкторы по возрасту, разгадывать простые загадки.
  • Пересказывать несколькими предложениями детские сказки, произошедшие сегодня события, отвечать на вопросы взрослого касательно времяпрепровождения без него.
  • Уметь и любить играть в ролевые игры (школа, магазин, парикмахерская, автомастерская и т.д.) с взрослыми и сверстниками.
  • Ориентироваться в пространстве (в какой стороне садик, дом, магазин), узнавать места, которые посещал несколько раз.
  • Знать основные разновидности цветов, деревьев, несколькими предложениями описывать то или иное время года.
  • Понимать, когда наступает утро, когда – вечер, ночь.
  • Различать домашних животных, знать, какие они издают звуки, кто является их детенышем.
  • Владеть информацией об основных профессиях (учитель, врач, строитель, водитель), понимать, какую работу выполняет каждый из них.
  • Дорожить любовью родителей, близких.

В 4 года можно заметить, что ребенок слишком нервный, вспыльчивый, злится, когда у него что-то не получается. Это объясняется особенностью данного возраста – ранимостью, открытостью, неспособностью скрывать свои чувства. Взрослые должны проявлять терпенье, ценить этот период жизни ребенка, когда он не способен специально соврать.

Воспитание ребенка 4 лет

Обучать и воспитывать детей необходимо в любом возрасте. В 4 года важно не переставать это делать, чтобы у малыша сформировалось правильное представление об окружающем мире и осознание своих возможностей.

Как общаться с ребенком

В 4 года общение с родителями и близкими людьми важно не меньше, чем со сверстниками. Это фундамент для выстраивания будущей личности, для формирования характера. Благодаря правильному общению с четырехлеткой можно заложить в него стремление к достижению новых целей, доброту, искренность, любовь и оптимизм. Негативное же взаимодействие, напротив, может сделать ребенка замкнутым, боязливым, жестоким.

Близким людям, которые чаще всего находятся вместе с ребенком 4 лет, необходимо знать об особенностях его характера. Уступчивость должна сочетаться с принципиальностью, неизменными правилами, которые, в свою очередь, должны быть понятны крохе. Пожалуй, «девизом» этого периода развития можно назвать «выстраивайте доверительные отношения, старайтесь в любом вопросе договориться в позитивном ключе».

Ребенок в 4 года: какой он? Прежде всего, это активный любознательный малыш, с которым становится все проще находить общий язык. Он хочет многое знать, все старается делать сам. Постоянно говорит, способен пошутить или схитрить. Кризис 3 лет миновал, теперь ему можно многое объяснить, о чем-то попросить. Вместе с тем, есть особенности характера, с которыми должны считаться родители, да и сложностей на этом этапе тоже не миновать.

В похвале важно знать границы. Слишком активное поощрение приведет к нежеланию стремиться к большему, а его отсутствие – к занижению самооценки. При правильных действиях малыш должен ощущать успех, наслаждаться достигнуть целью, чувствовать свои силы, а также понимать, что важно стремиться к большему. Отлично в таких ситуациях подходит схема «сначала поощрение, а затем побуждение к дальнейшим действиям».

Следить за ребенком стало гораздо проще, однако теперь он способен на более разрушительные действия. Его шалости выражаются не в разлитой кружке молока, а в обрезанной челке, «дописанных» документах. Отныне родительские силы должны быть брошены не на то, чтобы уберечь и подстраховать исследователя, а на то, чтобы объяснить, в чем заключается опасность, а также помочь ему самому захотеть поступать правильно.

Именно с выходом из младенческого возраста ребенок с огромной скоростью начинает копировать окружающих. По нему будет отлично видно, какая обстановка в семье, как мама с папой общаются друг с другом, а также с детьми. Он впитает любые привычки родителей, вряд ли незамеченными останутся выкуренные сигареты, выпитое спиртное, ругательные слова и, конечно же, применение физической силы. Если в семье понимание, забота, любовь, уважение, отсутствуют скандалы, малыш будет расти добрым и ответственным.

Чувства, которые формируются в четырехлетнем возрасте:

  • отзывчивость;
  • понимание;
  • чуткость;
  • великодушие;
  • доброта;
  • чувство долга.

Дети такого возраста относятся к окружающему миру оптимистически. Поддерживайте позитивное восприятие действительности всеми силами. Все чувства, которые испытывает малыш, очень глубокие и искренние. Если он счастлив – то безмерно, если грустит – ощущает себя нелюбимым, ненужным. Сейчас ребенок устойчив в симпатиях, есть люди, которым он всегда рад, и есть те, с кем он страшится остаться один на один. Как правило, детское открытое восприятие мира оказывается правильным, ребенок справедливо считает одного человека хорошим, а другого – плохим.

Некоторые дети начинают бояться потерять родителей. Страх проявляется по-разному, в такие моменты необходимо наладить особо тесный контакт, поддержать, убедить в своей сильной безграничной любви.

Настало время задавать множество вопросов. Длинный исчерпывающий ответ сейчас вовсе не нужен. Главное, чтобы мама не оставляла без внимания любые проявления любопытства. Некоторые вопросы пытливого ума способны поставить в тупик взрослого человека, в таких ситуациях ответ можно поискать вместе, или у кого-то спросить. К четырехлетнему возрасту большинство родителей осознают, что являются «учителями жизни» для своих подросших непосед.

Как научить 4-х летнего ребенка правилам общения? Конечно, на собственном примере. Правильно строить разговор, быть вежливым, находить выход из сложных ситуаций со сверстниками учат именно родители. Он должен знать, что важно дожидаться своей очереди, иногда уступать либо отстаивать свое мнение. Нужно объяснить, что жадничать плохо, важно строить дружеские отношения в коллективе. При возникновении конфликта мама должна стараться поддержать, а не прилюдно встать на противоположную сторону.

Также важно не игнорировать даже незначительные желания. Исполнять все их не стоит, а вот объяснить,  почему это на данный момент невозможно, нужно обязательно. Это может быть нехватка денег, времени (в этом возрасте дети уже способны понять такие причины). В такой ситуации будет формироваться терпимость, толерантность. При этом хорошо показать свое стремление его осуществить. Одновременно взрослые тоже обязаны уважать желания крохи, его отказ от их просьбы также небезоснователен.

Для установления контакта с ребенком 4 лет помогут советы:

  • Не стоит требовать или приказывать. Уместны только вежливые просьбы в условном наклонении: «не принесешь ли ты…», «одень, пожалуйста…».
  • Важно формулировать просьбы точно, говорить прямо: «не мни, пожалуйста, книгу» (а не «будь аккуратней с книжкой»), «надень серый теплый свитер» (вместо «оденься теплее»).
  • Важно избавить ребенка от лишней ответственности за чувства взрослого человека. Порой мама или папа злоупотребляют фразами «мне не нравится что ты…», «из-за тебя мне грустно, стыдно». Малыш в таком возрасте не должен подстраиваться по чувства других. Подобные высказывания позволяют манипулировать, чего делать категорически нельзя.
  • Ребенку не нужны лекции. Он уже способен понять, на что они направлены и, скорее всего, специально не захочет этого делать. Лучше заинтересовать его самого и спровоцировать на самостоятельные действия.
  • Важно исключить риторические вопросы. Они могут только повлечь негативное поведение. Например, вместо: «почему ты раскидал машинки?» попросить: «убери, пожалуйста, за собой игрушки».
  • Не надо объяснять то, что и так понятно. Почему необходимо спать, есть, умываться, чистить зубы, кроха этого возраста прекрасно знает. Повторные объяснения приведут лишь к неуместным вопросам и уточнениям, а никак не подтолкнут его к действиям.
  • Родителям четырехлетнего малыша надо помнить простое, но действенное слово «давай». Применяя его в любых просьбах в процессе общения, можно добиться сотрудничества и укрепить связь.

В 4 года не хочется чувствовать себя подвластным. Дружеские отношения, внимание и уважение интересов, желаний, помогут наладить взаимодействие.

Возможные проблемы и их решение

Без знания детской психологии родителям порой сложно понять, какие именно чувства испытывает их чадо. Не у всех есть время, возможность, а порой даже желание, изучать подобные вопросы. Конечно, иногда родительское чутье подсказывает, как лучше поступить, однако в некоторых случаях незнание элементарных тонкостей детской психики приводят к тотальному непониманию.

Основные проблемы между родителями и детьми 4 лет:

  • Ребенок не слышит маму, невнимателен к ее просьбам.
  • Находится в перевозбужденном состоянии, не может успокоиться самостоятельно.
  • Не слушается родителей, делает все наперекор.
  • Имеют место капризы, плач.
  • Малыш не разделяет стремления родителей научить его чему-либо.
  • Отказывается спать днем.

Дети 4 лет очень активны. На улице они подвижны, а дома неусидчивы. Неудивительно, что такие непоседы часто не находят понимания со стороны родителей. Самое важное, что важно знать уставшей маме – это то, что ребенок выводит из себя взрослого неосознанно. Он не имеет цели навредить, не хочет огорчать родителей. Малыш игнорирует просьбы только по одной причине – это его возрастная особенность. Впрочем, свое влияние оказывает и темперамент.

Главное, что нужно знать о 4-х летнем малыше – это то, что процесс возбуждения у него всегда преобладает. Это выражается в не успокоении после активной игры, в отсутствии реакции на просьбы взрослых. Свое состояние он контролировать пока еще попросту не может.

Если крохе весело или, например, страшно, самостоятельно он вряд ли успокоится. Именно поэтому бесполезно взывать к самоконтролю. Просьбы мамы утихомириться в подавляющем большинстве случаев остаются без ответа. Интересно, что даже при наличии желания успокоиться, шалун не в состоянии это сделать без посторонней помощи. Этот навык появится лишь к школьному возрасту. В такие моменты требуется понимание мамы, ее забота, добрый, любящий взгляд и крепкие объятия.

Если сложно общаться с четырехлеткой, попробуйте следующее:

  • Психика ребенка зависима от состояния родителей, поэтому прежде чем успокаивать, призывать к самоконтролю, важно привести в порядок собственное состояние.
  • Для привлечения внимания хорошо подойдут визуальный контакт, прикосновение. Можно немного вникнуть в его увлечение, подбодрить парой фраз, а затем озвучить свою просьбу.
  • Использовать лучше короткие, емкие фразы. Ребенок должен без труда понимать их смысл с первого раза. Это особенно важно в момент переключения внимания.
  • В 4 года призыв взрослого что-либо сделать вряд ли будет услышан с первого раза. Понадобится терпение, чтобы повторять одно и то же несколько раз.
  • Малыш с радостью согласится выполнить просьбу, если мама начнет выполнять это задание вместе с ним. Достаточно начать, а дальше уже он сам вникнет в процесс и закончит, чтобы дождаться заслуженной похвалы.

Иногда четырехлетка делает все наперекор родителям. Этот этап вскоре закончится, но что же делать в такой ситуации сейчас? Проявление «характера» говорит о том, что малыш попросту чем-то расстроен. Важно выяснить, что его огорчило, обсудить проблему и совместно найти решение.

Если малыш плачет, капризничает, кричит, злится, либо испытывает иные сильные эмоции, достучаться до него будет непросто. Но сделать это необходимо, причем на любом этапе разговора.

Важно запомнить последовательность действий:

  • Успокоиться самому родителю.
  • Установить зрительный контакт «глаза в глаза» (для этого, возможно, потребуется присесть).
  • Прикоснуться к ребенку (можно приобнять, поцеловать, подержать за ручку).

Плачет и капризничает ребенок в 4 года не из-за физиологических, психических процессов, а в силу внешних факторов. Это может быть ссора во дворе, неожиданная встреча со злой собакой, падение с горки и т.д. Взрослые, в свою очередь, часто не понимают, не слышат своего ребенка. Если малыш расстраивается, мама должна приласкать, похвалить, приободрить. Слезы в таком возрасте беспричинными быть не могут. Хороший вариант – смена деятельности, переключение внимание, смех.

Времяпрепровождение в 4 года – это не только игры, но и занятия, обучение разнообразным навыкам, получение знаний об устройстве окружающего мира. Часто родители сталкиваются с тем, что не могут заставить малыша сесть за книжку, выполнить упражнение. Здесь важно понять, что есть дети «теоретики» и «практики». В первом случае проявляется интерес к познавательным передачам, рассказам, а во втором – к контакту с изучаемым объектом.

При попытках обучения важно развивать зрительную, мышечную, фотографическую память. В этом помогут иллюстрированные книги, познавательные передачи, лепка из пластилина, глины, рисование, написание букв, цифр, а также работа отверткой.

Проблема дневного сна очень часто возникает после 3 лет, когда ребенок в полной мере осознает самого себя, у него появляется стремление все решать одному и действовать самостоятельно. Несмотря на советы врачей и психологов спать днем минимум до школы, в 4 года бывает достаточно полежать в кровати, почитать интересную сказку в спокойной обстановке. Главное условие – физический отдых и положительные эмоции. Кроме того, важно учитывать наличие активности в первой половине дня. При ее отсутствии дошкольник вряд ли согласится на сон.

Итак, дети 4 лет очень позитивные, добрые, открытые и неравнодушные. Сейчас поведение ребенка становится более осознанным. В данный период на первое место, помимо физической активности, выходит умственная деятельность. Благодаря этому ребенок больше увлекается творчеством, что-то мастерит, изготавливает поделки. Для детей младшего дошкольного возраста важно знать, что в любой ситуации, даже в моменты капризов, они любимы мамой и папой.

previous arrow
next arrow
Slider